МОУ Усть-Ордынская СОШ №4 имени В.Б. Сибиданова
п. Усть-Ордынский, Эхирит-Булагатский район, Иркутская область
  • Антибуллинговая политика школы

    Антибуллинговая программа "Школа против травли"

    Что такое буллинг — объясняем простыми словами

    Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв. Буллинг и травля — это синонимы, описывающие одно и то же явление.

    Буллинг может встречаться в любых закрытых сообществах: в рабочих коллективах, в армии (дедовщина — это тоже вид буллинга). Также существует кибербуллинг, при котором травля происходит в интернете (часто — малознакомыми или анонимными агрессорами).

    Но чаще всего — в школе. По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок в России так или иначе сталкивается с буллингом.

    Как выглядит буллинг в школе?

    Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:

    • Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
    • Жертва — тот, на кого направлено насилие.
    • Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.

    Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:

    • словесные оскорбления;
    • используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
    • отбирают или портят вещи жертвы;
    • заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
    • толкают жертву, кидают в неё предметы.

    Чем буллинг отличается от конфликтов?

    Три главных отличия:

    • Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.
    • Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссорятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговорками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».
    • Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.

    Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идиотом», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться с ним, — это уже буллинг.

    Чем буллинг отличается от розыгрышей?

    Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут выглядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:

    • Розыгрыш — это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.
    • Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалывается над вами, завтра — вы над ним), а буллинг — это односторонний процесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это был избит — это буллинг.

    Что делать, если ваш ребёнок столкнулся с буллингом?

    • Не закрывать глаза на проблему. Травля — это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».
    • Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе, мы вместе со всем разберемся».
    • Позвонить на горячую линию проекта «Травли.net», чтобы получить психологическую и юридическую поддержку.
    • Собрать доказательства травли для подкрепления своей позиции (скриншоты оскорбительных сообщений, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в браузере и так далее).
    • Подключить к решению проблемы классного руководителя, директора школы, школьного психолога, других родителей (как родителей пострадавших, так и родителей агрессора). По закону, в школе ученик имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия.
    • Инициировать обсуждение проблемы, но без обвинений («Куда смотрят родители», «Куда смотрит школа»), а в спокойном и продуктивном ключе: проблема существует, что мы все можем сделать, чтобы её решить?
    • Если школа не принимает мер — стоит написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Во всех официальных обращениях важно соблюдать последовательность и вежливость.
    • Рассмотрите возможность перехода ребёнка в другой класс или другую школу.

    Что делать, если мой ребёнок буллит других?

    Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или пережившие насилие. Это не всегда так — даже вполне благополучный ребёнок, попав в травматичную среду в школе, может начать травить других.

    Агрессия возникает:

    • из-за сложностей с коммуникацией,
    • из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
    • из-за давления учителей,
    • из-за возрастного или личностного кризиса.

    В целом, травля — это вторичное явление, проявление эмоционального или физического страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию другого. Поэтому наказание или ругань не помогут: ребёнок может из страха на время превратить агрессивное поведение, но потом оно возобновится с новой силой и в более изощрённой форме.

    Что поможет:

    • Не ругайте, а начните разговор из позиции «Я вижу проблему и хочу помочь тебе».
    • Дайте возможность проявлять себя в позитивном ключе. Часто агрессору не хватает внимания и признания в коллективе — поищите и предложите другие возможности для вашего ребёнка показать превосходство (выигрывать на конкурсах, заниматься активизмом, выступать на школьной сцене).
    • Буллинг — это негативное проявление групповой динамики: есть явный лидер, но нет общего дела, вокруг которого можно сплотиться. Если ваш ребёнок проявляет явные лидерские качества, помогите ему реализовать свой талант позитивно: организовать квест, праздник, поход или стать капитаном спортивной группы.
    • Развивайте у ребёнка эмпатию и объясняйте, что чувствует жертва. Часто агрессоры из-за низких способностей к эмпатии не представляют себе, насколько их действия ранят другого. Предложите вместе посмотреть фильмы, мультфильмы, почитать книги, в которых происходит травля, — и обязательно обсудите: что и почему провоцирует агрессора? Как себя чувствует жертва? Что происходит с наблюдателями? Как можно им всем помочь?

    Что делать, если вы или ваш ребёнок стали свидетелями травли?

    Иногда родители предпочитают не заступаться за жертву травли и учат этому своих детей. Такая позиция формирует мнение, что насилие — это нормально и приемлемо. Но игнорирование не гарантирует безопасности свидетелям: травля будет повторяться, и следующей жертвой может стать наблюдатель.

    Что поможет:

    • Травля и насилие — это ненормально и недопустимо. Осознайте это сами и донесите до ребёнка. Отметьте моральную ценность такой позиции.
    • Расскажите ему, что заступиться — это хороший поступок, который, вероятно, одобрят и поддержат одноклассники. Часто дети думают: «Что я могу? Я ничего не решаю». Это не так. Обычно в классе много тех, кто осуждает травлю, но боится сказать это вслух. Если ваш ребёнок выскажется открыто, скорее всего, к нему присоединятся другие.
    • Пригласите других детей-наблюдателей и их родителей к диалогу и попробуйте вместе решить, как помочь классу в этой ситуации.

    Что такое кибербуллинг

    Кибербуллинг — это травля в интернете. Россия занимает первое место в мире по кибербуллингу.

    Как и обычная травля, кибербуллинг организуется агрессорами, чтобы унизить жертву.

    Формы кибербуллинга:

    • Оскорбительные комментарии в социальных сетях жертвы.
    • Распространение оскорбительных картинок и мемов с фотографией жертвы.
    • Личные сообщения с оскорблениями или угрозами в социальных сетях, мессенджерах.
    • Оскорбительные сообщения от имени жертвы в адрес других людей.
    • Вымогательство, шантаж или угрозы опубликовать личные фотографии и видеозаписи.

    Полезное видео АНТИБУЛЛИНГ

    Нормативно - правовое обеспечение реализации проекта

    Найдено: 6

    Методическое обеспечение реализации проекта

    Изображения.

    Новости о мероприятиях

    Родительские собрания по принятию Хартии.
    07 октября 2023, 03:57

    С 5 по 6 октября 2023г., в школе прошли классные родительские собрания. В повестку родительских собраний был включен вопрос – ознакомление со школьной антибуллинговой хартией. Родителям была разъяснена цель принятия Хартии, ее основные положения и статьи.
    Квест-игра.
    02 декабря 2023, 04:00

    С 27 ноября по 1 декабря 2023 г. среди обучающихся 5-9 классов в нашей школе был проведён отдельный этап квест-игры Класс#ВместеДружба Локация №1 #КтоЯ. Задача: помочь детям лучше узнать друг друга, обратить внимание на особенности каждого и прийти к осознанию, что в коллективе важен каждый. Квест-игра Класс#ВместеДружба Локация №1 #КтоЯ состоял из нескольких этапов: «Угадай мелодию», «Где логика?», «Если бы я был Творцом», «Эрудит», «Дальше всех!», «Десятка!». За успешное прохождение каждого этапа участники получали по одной карточке со словом из финальной фразы. Из этих слов в конце составили фразу-вывод (правило), которое помогает ребятам стать сильной и сплоченной командой. #Сила команды в таланте, возможностях и успехе каждого из нас!#
    Профнеделя Жить здорово!.
    30 января 2024, 04:03

    С 24 по 30 января 2024г., в школе была проведена областная неделя по профилактике школьного буллинга в подростковой среде «Дружить здорово!». Согласно плану мероприятий в указанные сроки в 1-11 классах в рамках профилактической недели «Дружить ЗДОРОВО!» (профилактика школьного буллинга в подростковой среде) были проведены акции и классные часы «Поговорим о дружбе и друзьях», также на сплочение классного коллектива «Дружить ЗДОРОВО!»; анкетирование с целью выявления проблемы буллинга в школе; родительские собрания «Безопасность в киберпространстве» в онлайн-режиме; профилактическая беседа «Травли NET». Педагогами-психологами были проведены психологические занятия «Мы - разные, но мы - вместе» и тренинг по развитию коммуникативных навыков в коррекционных классах с детьми ОВЗ. Все участники мероприятий были очень заинтересованы в проведении данных мероприятий.
    Выступление театра "Дружба".
    27 января 2024, 04:07

    26 января 2024г., в рамках проведения областной недели по профилактике школьного буллинга в подростковой среде «Дружить здорово!», ребята из школьного театра Дружба показали свое выступление перед учащимися 4 класса. На суд была представлена ситуация – у одноклассника вымогают деньги. Маленькие зрители оценили данную ситуацию и разрешили ее правильным образом.
    Буллинг. Кибербуллинг.
    15 февраля 2024, 15:09

    15 февраля 2024г. специалистами КЦСОН района была проведена профилактическая беседа с обучающимися 9 класса, на тему «Буллинг. Кибербуллинг. Как избежать этого». После беседы было проведено тренинговое занятие.
    Социальный театр Дружба.
    18 апреля 2024, 16:11

    Сегодня, ребята из кружка «Социальный театр Дружба» представили и разобрали ситуацию, когда в классе появляется новый ученик и над ним издеваются, перед первоклассниками. Ребята очень живо отнеслись к представленной ситуации и дали правильные ответы и советы.
    Родительское собрание "Буллинг и насилие".
    22 марта 2024, 11:45

    22 марта 2024г. было проведено родительское собрание учащихся 8-х классов, по теме «Буллинг и насилие». Перед проведением родительского собрания была проведена определенная работа, а именно изучение нормативной базы и других документов по теме «Детское насилие». Анализ психолого-педагогической литературы. Анкетирование учащихся, анализ результатов и подготовка обобщенной информации по данной теме. Подготовка бланков анкеты для родителей. Форма проведения: круглый стол. В ходе родительского собрания выступили классные руководители, педагог-психолог. Родителям была показана презентация «Школьный буллинг и насилие». Проведены: обсуждение результатов анкетирования учащихся; обсуждение способов оказания помощи ребёнку, подвергнувшемуся «буллингу»; обсуждение мер по прекращению «буллинга» в отношении ребёнка.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie